|
ПАМЯТКА
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Приступая к работе, необходимо для начала
определиться в том где будут докладываться
результаты. Если речь идет об исследовательской
работе то не нужно её путать с учебным проектом. Все
конкурсы можно подразделить на фестивали учебных
проектов и конкурсы учебно-исследовательских работ
(или конференции). Исследовательская работа
отличается от проектной в первую очередь тем, что в
ходе исследования ученик не знает конкретный
результат, который будет получен. Таким образом, уже
из этого следует, что исследовательская работа
статусом выше учебного проекта. Часто получается
так, что в ходе исследования ученик делает
предположение, а в итоге оно не подтверждается.
Однако необходимо помнить, что "отрицательный
результат - это тоже результат" и заслуживает не
меньшего внимания. Бытует мнение, что
исследовательская работа не может быть выполнена
учеником, так как исследование предполагает элемент
научной новизны. Это большое заблуждение. Не нужно
путать учебно-исследовательскую работу и
научно-исследовательскую работу. В ходе
исследовательской работы ученик должен выйти за
рамки школьной программы. Элемент новизны должен
быть для того кто проводит исследование, а не для
членов жюри. При этом если получены уже известные
результаты, то необходимо сделать ссылку на автора,
проводившего аналогичное или подобное исследование.
Этим Вы предостережете себя от плагиата. Но
необходимо также учитывать и уровень конкурса. Уже
известные результаты могут быть доложены на
фестивалях исследовательских проектов различного
уровня и конкурсах учебно-исследовательских работ
районного уровня. Вряд ли члены жюри пропустят такую
работу на более высокий уровень (например, на
городской конкурс). Для конкурсов, проводимых при
поддержке известных ВУЗов России в жюри сидят люди
имеющие ученые степени и звания и оценивающие по
мимо всего прочего элемент новизны и практическую
значимость исследования. Не нужно пугаться, под
новизной здесь тоже необходимо понимать не
глобальные вещи, а нечто более скромное. Обычно на
всероссийских конкурсах выигрывают работы,
включающие элемент новизны и возможную практическую
значимость для науки и техники, но при этом большую
роль играет понимание докладчиком того, что он
презентует. Разбирается докладчик в своей
работе или нет ясно обычно после первого же вопроса
члена жюри. Бывает так, что ученик работает вместе с
аспирантами в научной лаборатории университета под
руководством ученого, но сам ничего не делает, а
только смотрит за ходом исследования и в итоге
презентует некоторые результаты работы. В этом
случае нужно продумать ответ на вопрос "А что
выполнено лично вами в данном исследовании?" и быть
готовым к дополнительным вопросам касающимся хода
исследования и его глубины.
|
|