ВИДЫ И ТИПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Можно выделить три основные
типа исследовательских работ:
1) Теоретическое
исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение
эксперимента. Однако это не означает, что у Вас должен получиться реферат. В
физике все достаточно прозрачно. Вы проводите расчет какого-то явления на
теоретической модели и итогом являются выводы сделанные на основе анализа
полученной формулы.
2) Экспериментальная работа.
Имеется в виду, что основу вашей работы составляет эксперимент. Необходимо
помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с
изменяемыми условиями (параметрами). Помните, что чисто экспериментальная работа
не требует от Вас интерпретации полученных результатов. Это задача
физиков-теоретиков или того кто хочет вашими результатами воспользоваться.
Выделяют три типа
эксперимента:
а) естественный
эксперимент. Условия можно поменять наблюдая явление в естественных
природных условиях. Однако бывает тяжело предсказать где будет происходить то
или иное явление в следующий раз.
б) лабораторный
эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы и
поэтому разберемся в этом более подробно. Для проведения лабораторного
эксперимента вам необходимо сделать лабораторную установку с помощью которой вы
могли бы изменять интересующие Вас параметры и исследовать при этом поведение
уменьшенной модели объекта. Приведем пример. На рисунке 1 справа вы видите
фотографию сделанную в ходе работы, заключающейся в проверке так
называемой "пузырьковой" теории бермудского треугольника. Конечно же провести
исследование с реальным кораблем в Бермудском треугольнике не
представляется возможным. Однако после изучения научной литературы
по теме можно попытаться воссоздать существенные условия "пузырьковой" теории в
большом сосуде с водой, а в качестве модели реального корабля взять игрушку.
Именно это было сделано в 2008 г Чепухиным Алексеем (ученик 9 класса лицея №8:
"Олимпия" г. Волгограда) в своей работе. Конечно подобное исследование уже
проводилось и далее районного конкурса работа не продвинулась. Вот еще один
пример. Ученик 9 класса гимназии №11 г. Волгограда
Сперцян Камо
на районом конкурсе учебно-исследовательских работ в 2010 г
презентовал результаты эксперимента по изучению моделей смерча в различных
жидких средах (рис. 2). Так как теоретический расчет наблюдаемых явлений очень
сложен и требует высокого уровня знаний по гидродинамике, то в выводах
отмечались только установленные на опыте закономерности размеров смерчей и их
формы в зависимости от частоты вращения вала электродвигателя, создающего вихрь,
и плотности среды. Работа чисто экспериментальная, но достаточно интересная и
презентабельная за что удостоена диплома 2 степени.
Таким
образом, Вы либо делаете лабораторную установку и это и есть результат вашей
работы, либо вы исследуете явление или объект с помощью разработанной Вами
лабораторной установки и просто перечисляете установленные на опыте
закономерности. Также результатом являются полученные в эксперименте графические
зависимости.
в) вычислительный
эксперимент. В связи с бурным развитием информационных технологий у
школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения
различными компьютерными программами. Вы можете написать программу
моделирующую какое либо явление и провести исследование на основе этой
программы. Иногда проводится исследование какой-то зависимости с помощью
математических пакетов (например MatLab или
Wolfram Mathematica). По
астрономии часто предлагается анимация какого-то явления. Однако не увлекитесь и
помните о том в какой секции вы будете презентовать результаты вашей работы.
3)
Теоретико-экспериментальная
работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования.
Эксперименту предшествует теоретический расчет и призван подтвердить или
опровергнуть полученные Вами теоретические результаты. Может быть и наоборот.
Сначала Вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим
расчетом. Для примера на рисунке 3 вы
видите фотографию лабораторной установки, которая была сделана входе
исследования Ночвина Льва и Иванова Владимира, учащихся 10 класса лицея "Олимпия
г. Волгограда" магнитного подвеса. Идея работы основывалась на известном опыте
Э.
Томсона, заключающегося в
следующем: сплошное алюминиевое (или медное) кольцо сбрасывается с сердечника
при его подключении к источнику переменного напряжения. Подобрав
соответствующее напряжение? кольцо левитирует в
магнитном поле. Даже если вы повторяете известный эксперимент, то всегда можно
исследовать поведение объекта при изменении тех параметров, которые не
рассматривались в научной литературе. Для этого нужно провести теоретический
расчет явления или процесса и постараться подтвердить теоретические
предположения на опыте. И возможно вы найдете что-то интересное, что и
будет новизной вашего исследования. Именно за это работа была отмечена на
международной научной конференция старшеклассников “Школьные Харитоновские
чтения” в 2009 г. На рисунке 4 вашему вниманию представлена фотография,
которая иллюстрирует лабораторную работу, предложенную выше указанными учениками
в 2008 г по измерению толщины серебряного покрытия. При взаимодействии
кристаллического йода образуется прозрачный слой йодистого серебра по форме
напоминающий выпуклую линзу. Таким образом образуются кольца Ньютона и их можно
исследовать и произвести соответствующий расчет. Работа также выполнена на
основе известного эксперимента, но как уже говорилось всегда можно найти
что-то такое, что до вас не делалось или по крайней мере не опубликовано в
известных научных статьях. В связи с этим работа также представлялась на
очном туре всероссийского конкурса им. В.И. Вернадского.
|