ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

ФИЗИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

Предисловие

Памятка исследователя

Типы исследований

Общие требования

Погрешности измерений

Введение и заключение

Список литературы

ГОСТы

Полезные ссылки

Конкурсы и фестивали

   

ОФОРМЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАБОТЫ

Так как объем вашей работы в печатном виде должен составлять около 20 листов формата А4, то понятно, что рецензенты (за редким исключением) не будут читать Вашу работу полностью. Обычно рецензированию подлежит материал, который подробно описывает Вашу практическую часть и выводы. В связи с этим большое внимание уделяется оформлению введения работы и заключения. Первое впечатление о проделанном Вами исследовании формируется именно по оформлению и содержательности введения. Таким образом необходимо грамотно оформить эту часть работы. По этой причине хотелось бы привести некоторые рекомендации.

По оформлению введения работы:

1. Введение и заключение должно быть оформлено в соответствии с ГОСТом.

2.  Введение должно включать в себя следующие составляющие:

а) Актуальность работы. Здесь кратко необходимо показать какие проблемы в области вашего исследования не решены на сегодняшний день. При этом важно сделать ссылки на научные статьи в которых упоминается интерес ученых к поставленной проблеме.

б) Цель исследования. Должна соотноситься с заявленной темой исследования.

в) Формулировку предмета и объекта исследования. Помните, что объект исследования формулируется более широко чем  предмет. По сути дела, предмет исследования - это то, что изучается в объекте. (Пример: Объект исследования – электрические свойства ферромагнитной жидкости. Предмет исследования – проводимость магнитной жидкости в однородном магнитном поле).

г) Задачи исследования (что Вы будете делать для достижения поставленной цели). Необходимо поставить столько задач сколько Вы реально сможете решить. Достаточно поставить 2 - 3 задачи. Обычно каждая задача решается в отдельной главе или параграфе. При этом помните, что задачи должны быть исследовательскими, а не техническими. Почувствуйте разницу: а) выяснить условия возникновения интерференционной картины, б) получить ферромагнитную жидкость, в) разработать экспериментальную установку - это все примеры технических пунктов работы, таких же как "открыть книгу на 17-ой странице и переписать оттуда формулу в рамочке", а не задач. Исследовательские задачи сформулируются  следующим образом: а) проанализировать полученные экспериментальные данные с учетом погрешностей измерений, в) определить достоинства и недостатки предложенного метода по сравнению с альтернативными и т. п.

д) Формулировку гипотезы исследования (какой результат предполагается получить). Многие ученые и преподаватели ВУЗов считают, что в физическом исследовании данный пункт не является обязательным, но желательным. Дело в том, что не всегда можно предвидеть результат вашего исследования. Этим отличается настоящая исследовательская работа от проектной. И дело не в том, что можно получить отрицательный результат по отношению к предполагаемому, а просто нельзя сказать, что получиться в итоге. Это особенность пожалуй всех естественных наук.

е) Достоверность проведенного  исследования. Вы должны убедить экспертный совет в том, что результатам вашей работы можно верить. Обычно достоверность исследования подтверждается следующим образом: указанием погрешностей; строгим соблюдением границ применимости используемых законов и формул; применением современных вычислительных методов; предельным переходом полученных Вами результатов в уже известные; повторяемостью эксперимента и т.д.

По оформлению заключения работы:

а) В заключении Вы должны перечислить основные выводы и полученные результаты. Для этого еще раз посмотрите на тему и цель исследования, а так же на поставленные Вами задачи, так как все эти пункты должны быть в единстве и вытекать друг из друга.

б) Необходимо указать возможные применения полученных Вами результатов (практическую значимость исследования). Если Ваша работа не по педагогике и не касается методики преподавания какого-либо предмета, то постарайтесь избежать указания возможного применения полученных результатов подобного следующему: "Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по физике и астрономии  в ВУЗах и на элективных курсах в классах физико-математического профиля бразовательных учреждений".

в) Запишите указанную в заключении практическую значимость во введении, так как до заключения рецензент может и не дойти.

 

Примерная структура оформления введения учебно-исследовательских работ по естественным наукам

 

Примерная структура оформления введения учебно-исследовательских работ, разработанная в МОУ лицее №8: "Олимпия"

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПАМЯТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ТИПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РАБОТЫ

РАСЧЕТ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ
ОФОРМЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАБОТЫ
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
ГОСТы
 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ
 
 

Разделы сайта:

[Предисловие]   [Памятка исследователя]   [Типы исследований]   [Общие требования]   [Погрешности измерений]   [Введение и заключение]   [Список литературы]   [ГОСТы]   [Полезные ссылки]   [Конкурсы и фестивали]

Марчук Эдуард Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики ГОУ ВПО "ВГПУ", учитель физики МОУ лицея №8: "Олимпия", ed251282@mail.ru, 2012 г.

Hosted by uCoz